кучипуди - индийский классический танец.  

Приглашаю Вас познакомиться с древнейшим искусством индийского классического танца.

Танцевальное искусство Индии родилось в глубокой древности как ритуал, молитва и долгое время было достоянием храмов. Создателем и покровителем танцевального искусства в Индии считается Шива – один из трех великих богов индуизма. За пять тысячелетий своего существования искусство танца достигло высочайшего развития, сохраняя при этом верность традиции. Много столетий танец был формой жертвоприношения, однако с приходом в Индию мусульман религиозность в танце уступила первенство эстетике и технической виртуозности. С началом английской колонизации, танцевальное искусство, воспевавшее индийских богов, было практически забыто. И лишь в середине XX века, благодаря усилиям многих знаменитых танцоров, индийский классический танец был возрожден. Такова вкратце история индийского классического танца.

Классическим танец назван потому, что строго следует канонам, закрепленным в древних трактатах «Натья Шастра» -- «Наука о театре» и «Абхиная Дарпана» -- «Зеркало актерской выразительности». Канон предписывает специальные движения головы, глаз, шеи, бровей, ног, тела, различные виды танцевальных движений и, конечно, знаменитый язык мимики и жестов. Классическими в Индии признано семь стилей танца: БХАРАТ-НАТЬЯМ, КУЧИПУДИ, МОХИНИАТТАМ, КАТХАКАЛИ, ОДИССИ, КАТХАК И МАНИПУРИ.

КУЧИПУДИ -- вид танцевальной драмы. Название этого стиля происходит от региона, в котором он сформировался: деревня Кучелавапури (название местечка на языке телугу означает «поселение актеров»). Традиции этого классического танца восходят к древним временам. Об этом свидетельствуют скульптурные изображения апсар, небесных танцовщиц в храмах Южной Индии (Ramappa Temple). Танцевали его раджанартаки – девушки, жившие при храмах и официально выданные замуж за бога.
Особый вклад в развитие Кучипуди внес брахман Сиддхендра Йоги, живший в XV cтолетии. Именно с XV века Кучипуди стал исполняться исключительно мужчинами. Считалось, что красота танцовщиц отвлекает зрителей от осмысления религиозного содержания текстов, поэтому ради сохранения чистоты древнейших традиций стиля женщинам было запрещено танцевать Кучипуди вплоть до XX века.
В наши дни Кучипуди представляет собой синтез музыки, поэзии, театрального искусства, эстетики движения, мимики и жеста. Согласно древней традиции танцовщица стиля Кучипуди декламирует и танцует одновременно. В этом заключается одна из особенностей Кучипуди.

Танцевальные композиции этого стиля построены на пяти разнообразных ритмических вариациях: 1. Чатурасрам (ритм, мерой которого является 4: та ка дхи ми), 2. Тисрам (3: та ки та); 3. Мисрам (7) (та ки та, та ка дхи ми); 3. Кхандам (5: та ка та ки та); 5. Санкирнам (9: та ка дхи ми, та ка, та ки та). В композиции все эти ритмы переплетаются меж собой, образуя захватывающие музыкальные рисунки, озвученные колокольчиками на щиколотках танцовщицы.

Абхиная (актерское искусство).
Девять различных настроений («навараса») составляют основу актерского мастерства танцовщицы: 1. Любовь Шрингара; 2. Радость Хасья; 3. Печаль Каруна; 4. Гнев Рудра; 5. Героизм Вира; 6. Страх Бхаянака; 7. Отвращение Бибхатса; 8. Удивление Адбхута; 9. Покой Шанта. Кроме 9 основных, древние трактаты называют еще 50 других "настроений" ("бхава"), нюансы чувств.
Программа выступления стиля Кучипуди может включать в себя от 5 до 10 танцевальных композиций (Пурварангам, Джатисварам, Шабдам, Киртанам, Аштапади, Падам, Тиллану, Тарангам).
Присутствие в репертуаре "тарангам" делает Кучипуди особенным: исполняя эту композицию, танцовщица балансирует на острых краях медного блюда, иногда держа при этом на голове небольшой кувшинчик с водой.

Костюм исполнительницы стиля Кучипуди шьётся из южноиндийского шелка. Стопы и пальцы рук покрыты красной краской растительного происхождения, она называется "альта". Ее голова увенчана цветами канакамбарам и храмовыми украшениями, символизирующими луну и солнце. На ногах танцовщицы укреплены бронзовые колокольчики гхунгхру.


НАЗАД В ТАНЦКЛАСС



Hosted by uCoz